Назначение устройств VIRPIL Controls.
С каждым годом дружное сообщество ВИРПИЛов растет, и всё больше людей приходят в мир симуляторов с горящим взглядом и жаждой неба! Но практически сразу, многие сталкиваются с вопросами “Где летать?”, “Как управлять?”, “Что покупать?”.
В этом материале мы дадим несколько пояснений на примере устройств VIRPIL Controls, их типов и видов, и что полезного они дают своим владельцам.
Первый и главный девайс в кокпите любого ВИРПИЛа — его джойстик. Это простое с виду устройство несет на себе основную нагрузку по связи пилота с его самолетом. Чем качественней и точнее РУС (Рукоять Управления Самолетом), тем легче управление, лучше результаты полета.
Базы джойстиков VIRPIL Controls представлены двумя устройствами — флагманами своих линеек: VPC MongoosT-50CM3 Base и VPC WarBRD-D Base. На первый взгляд это два очень похожих устройства, лишь слегка отличающихся по высоте. Но внутри они серьезно отличаются. Прежде всего, в концепции применения.
База VPC WarBRD-D Base имеет две оси (тангаж и крен) с раздельными кулачками и пружинами. За счет применения двухкулачковой механики с пружинами растяжения, удалось добиться сравнительно низких габаритов по высоте и слегка больших углов отклонения ручки. Всё это делает её оптимальной для использования в настольном варианте или на кронштейне без удлинителей.
Недавно вышедшая база имеет ещё одну скрытую от непосвященного наблюдателя настройку: демпферы!
Благодаря им сглаживаются движения руки пилота. При сильной затяжке фрикциона можно вовсе добиться фиксированного положения ручки, что пришлось по нраву пилотам вертолетов и космических кораблей.
Флагман линейки устройств VPC MongoosT-50 — база СМ3 тоже оснащена фрикционами, но имеет отличия, делающие её оптимальной для использования в качестве основы РУС с удлинителями, увеличивающими длину ручек до значений, близких к реальным кокпитам.
Её углы отклонения чуть меньше, чем у WarBRD-D из-за конструкции механики с одним кулачком и пружинами сжатия. Благодаря такому решению, пилоты могут тонко регулировать усилие пружин не разбирая базу, буквально на лету.
Стоит отметить, что РУС с удлинителями успешно компенсирует меньшие углы отклонения. Какие преимущества дает длинный РУС мы обязательно расскажем в будущих материалах.
После того, как под правой рукой появился надежный орган управления, довольно быстро появляется желание занять и левую руку схожим по характеристикам девайсом. Тем более, в большинстве самолетов господствует HOTAS (англ. “Hands On Throttle-And-Stick” — “руки на РУДе и ручке”).
Как следует из названия, под левую руку просится устройство управления двигателями. Есть несколько основных задач, с которыми должен справляться РУД (Рукоять Управления Двигателем):
— Точно передавать команды пилота по режимам работы одного или нескольких двигателей.
— Иметь достаточный функционал для управления ключевыми системами самолета не отрывая руки от ручек.
— Обеспечивать комфорт управления продолжительное время, а также во время интенсивной работы РУД на сложных этапах полета.
С первой задачей флагманскому устройству VPC MongoosT-50CM3 Throttle помогает полностью металлическая механика и бесконтактные датчики VPC-Sens на всех осях.
О функционале стоит рассказать подробнее. Так как правая рука пилота должна постоянно контролировать полет самолета, то все вспомогательные операции приходятся на левую сторону: управление шасси, закрылками, ключевыми системами самолета. Поэтому, на РУД MT-50CM3 ручки имеют обширный функционал: 5 хаток (контролы, фиксирующие несколько направлений нажатия) различного типа, 2 энкодера, министик, слайдер и множество кнопок. Этого набора вполне хватает для управления самыми важными системами, к примеру, во время боя на современных истребителях.
Дополнительными органами управления являются множество переключателей, кнопок с LED-подсветкой и рычаг вспомогательной оси на базе РУДа. Последний можно использовать для управления закрылками, шасси, створками радиаторов или даже стреловидностью крыльев — системами, управление которыми требует быстрой, но не обязательно мгновенной реакции.
Как итог, РУД — крайне полезный многофункциональный девайс, облегчающий управление и снижающий потребность держать в памяти множество сложных клавиатурных комбинаций.
Устройством, завершающим список ключевых органов управления, являются педали.
Может показаться, что приобретать девайс, специально спроектированный для управления лишь одной осью (или тремя, если есть оси дифференциального тормоза) — крайне расточительно. Однако, вовсе обойтись без рыскания находясь в воздухе, почти невозможно.
Альтернативой педалям служит так называемая ось “твиста” в РУС. Это исключительно симуляторное изобретение, в реальной авиации не применяющееся. При повороте ручки вокруг её вертикали, срабатывает ось, отвечающая за угловые движения летательного аппарата в той же плоскости. К примеру, на земле эта ось отвечает за руление по стоянкам и взлетным полосам.
“Твист” позволяет при минимальных вложениях дать все необходимые степени свободы для управления самолетом, но при этом перегружает пилота во время пилотирования. Во многих случаях требуется одновременная тонкая работа по всем трем осям: тангаж, крен и рыскание. Это требует очень сложных движений кистью, приводит к напряжению руки и быстрой усталости. Практика показывает, что интуитивно, в попытках упростить себе задачу, пилот ручкой все равно поочередно управляет лишь двумя из трех осей, меняя сочетания: крен и тангаж, рыскание и крен, тангаж и рыскание.
Поэтому, для комфорта и достижения максимальных результатов, ось рыскания лучше назначить на отдельное устройство. Стоит отметить, что авиационные педали отличаются от автомобильных. В них движение одной педали от себя приводит к обратному ходу второй педали. Использовать игровые устройства от автосимуляторов хоть и возможно, но крайне сложно управлять одной осью с двух педалей одновременно.
На этом список ключевых устройств заканчивается, но помимо трио РУС—РУД—Педали существует ещё множество вспомогательных устройств и аксессуаров: панели управления, базы РОШ, кронштейны и адаптеры.
О них мы расскажем позже, а пока предлагаем читателям рассказать о своих комплектах органов управления и их преимуществах!
Летайте безопасно и с комфортом!
Следите за анонсами в нашей группе ВКонтакте, чтобы не пропустить горячие новости и интересные акции!
Если вам понадобится квалифицированная помощь или появится желание обсудить наши новости, это можно сделать на форуме VPC.
Также, пообщаться посредством текстовых сообщений или голосом можно в Discord-канале проекта VIRPIL Controls Community Servers.